Люди всегда любили и продолжают любить зрелища. Этим и отличается цирк, когда уже продуманное и отрепетированное представление надо показать так, будто это происходит случайно. Искусство цирка формировалось в течение многих столетий.
А вы знали, что слово «цирк» произошло от латинского слова «circus», что переводится как «круг»? Поэтому в цирке всегда круглая арена для представлений.

Цирковое искусство всегда основывалось на людях, про которых и для которых артисты делают свои представления. Цирк учитывает все желания, трудности и актуальные темы общества. Поэтому туда каждый раз интересно приходить. А все трюки придуманы уже давно. Оказывается, в странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать, что канат, который они сами изготовили, самый крепкий, ходили, прыгали и бегали по нему. А сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах. В странах Африки даже отбирали людей, которые владели акробатическими навыками. Они должны были крутиться в воздухе, кувыркаться. Первые профессиональные цирковые артисты встречаются в хрониках Древнего Египта, Греции, Рима, Византии и других государств.

Когда люди поняли, что это очень интересно и тем самым можно развлекать людей и зарабатывать деньги, стали проводиться рыцарские турниры и конные состязания. Стали даже открываться школы верховой езды. Первая такая школа открылась в Италии, а после по всей Европе.

Работать в цирке – это большой труд. Актеры цирка проходят непреодолимые препятствия, показывая свою силу, сноровку, изобретательность, артистизм, чтобы зрителю было интересно. Любой цирковой артист заинтересован в привлечении внимания зрителя, поэтому делает акцент на трюках, которые не может повторить обычный человек. А также важно раскрыть образ актера. Например, клоун шутит, акробат осуществляет сложные элементы, показывая свою гибкость и ловкость. Но не стоит забывать и про музыку, танец, костюмы, которые создают полноценный образ и воздействуют на зрителя положительно.

Цирк-шапито «Акула» собрал самых профессиональных артистов со всей России. В Алматы прошла открытая репетиция маленьких артистов. Вы подумали про детей-людей? Нет. Совсем недавно в руки Дениса и Арины Барковских попали трехнедельные львята. Девочка – Стелла и мальчик – Нал. Сейчас им уже полгода, и их начали активно тренировать и дрессировать. Мы поговорили с «папой» хищных животных.

– Денис, скажите, с чего началась ваша карьера артиста?

– Мы работаем в цирке очень давно. Мы, можно сказать, «опилочные дети». Наши родители работали в цирке, мы работаем в цирке, и наши дети тоже хотят работать в цирке.

– С каким номером вы выходите на арену? По какому номеру вас узнают?

– Основной номер у нас «Собаки на лошадях», там мы жокеи-акробаты на лошадях. Сейчас решили сделать номер с хищниками. Деток зовут Стелла и Нал. Попали они к нам в 3-недельном возрасте. Кормили мы их через соску, как маленьких детей. Потом постепенно дошли до полноценной пищи. Сейчас уже кушают мясо. Репетировать начали примерно полтора месяца назад. Раньше репетировать нет смысла. Животные как люди, только надо уметь их понимать. А животные-дети совсем как человеческие. У них одна игра в голове. Бегают, резвятся, проказничают и не слушаются. Еще нет серьезности, как у взрослого животного.

– Расскажите про характер ваших деток. Какие они?

– Девочка – это «кипиш». Мальчик сделает все, лишь бы мясо дали. А девочка с характером, надо уговаривать. Многое зависит от настроения. Вот, например, вчера у нее было хорошее настроения, так я ее остановить не мог, она все делала сама. А сегодня она немного напугана была. А мальчик вел себя испуганно, но контролировал себя. Поэтому с девочкой работаю я, а с мальчиком Арина.

– Скажите, насколько важно для артистов и животных проводить такие открытые репетиции?

– Это наш первый опыт. Мы даже не знали, сколько людей придет, как будут себя вести животные. Мы сделали такую репетицию, чтобы не было недоразумений в дальнейшем во время представления. Зритель же приходит смотреть уже идеальное представление. А «вкус всей жизни» происходит здесь, во время дрессировки, репетиций. Также это привыкание к костюму, к звуку, к зрителю. У зверей очень развита сенсорика. Они очень чутко реагируют на аплодисменты. Поэтому на малейший шорох, звук они реагируют остро.

– Денис, поделитесь, пожалуйста, основами дрессировки животных с нашими юными читателями.

– Сначала уговариваешь, показываешь, как надо, потом призываешь повторить, но уже за вкусную награду. Собак за печенье, львов за мясо, лошадей за сахар или сухарик. Постепенно показываешь, как надо правильно делать. Сначала помогаешь это сделать, чтобы животное смогло понять, чего от него хотят. Потом оно понимает, что ему нужно это сделать самому и за это дадут вкусненькое. Когда первый трюк закрепился, начинаешь репетировать следующий трюк. Все постепенно. Не по чуть-чуть каждый трюк, а по одному, чтобы стабильно знали все трюки «от» и «до». У них вырабатываются рефлексы на команды. Животные вообще не любят новшества. Потому что, если новое введешь, животное начинает теряться. От них чего-то хотят, но они не знают чего. И начинается паника.

– Как вам Алматы? Как переезд и климат ощущают животные?

– Мы думали, будет тяжело с климатом в Алматы. Потому что многие не уживаются рядом с горами. Климат на животных очень сильно влияет – перепады давления, температуры, жара, дождь. Все как у людей. От этого зависит и их настроение, и как они себя поведут на репетиции и на выступлении.

– А ваш зритель, он какой?

– Люди бывают разные. Есть нормальные люди, которые прекрасно понимают, что после представления животное могло устать, а есть люди, которые абсолютно ничего не понимают в этом. У них сразу в голове будто животных бьют, не кормят и издеваются, животное заставляют делать, а оно не хочет.

Такие репетиции цирки проводят также для выработки доверительного, уважительного и понимающего отношения зрителя к артистам и животным. Каждое выступление – это риск. Животные непредсказуемые, и представление может не состояться.

***
Арина и Денис Барковские выступают с единственным номером по всей России «Жокеи на лошадях». У семейной пары есть дочь, которая, несмотря на свой маленький возраст, уже хочет тренировать и дрессировать животных. Сейчас родители постепенно рассказывают Ане, как надо себя вести с животными, и обучают некоторым приемам.
Открытая репетиция прошла успешно, несмотря на то, что львята испугались и боялись выходить. Но со временем привыкли к шуму, аплодисментам и зрителям. Надеемся, что большие лапки хищных животных порадуют этот мир прекрасными представлениями и завоюют сердца казахстанских зрителей.

Александра
ТЕРПИЛОВСКАЯ.  

Фото автора.

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз