Каратауский заповедник является самым молодым в Казахстане. Он расположен в центральной части хребта Каратау и имеет неповторимую по составу флору и фауну. Это одна из самых богатых эндемиками территорий Казахстана.

Чтобы познакомиться с таким уникальным местом, клуб «Экокрай» совершил очередное путешествие в эту часть Южного Казахстана. Наша группа состояла из 11 человек. Выехав на автобусе из Алматы вечером, мы прибыли в город Кентау в 6 часов утра следующего дня. В центральной усадьбе заповедника нас очень радушно встретили сотрудники во главе с директором, который поприветствовал всех и пожелал с интересом и пользой провести время. Затем нас ознакомили с деятельностью заповедника, показали коллекцию растений и животных.

Приехав на кордон №2 «Хантаги», мы расположились в доме для инспекторов. Все дни с нами был научный сотрудник заповедника, орнитолог Азизхан Туребаев. В первый же день он провел ознакомительную экскурсию, во время которой показал редкие древесные растения – яблоню Сиверса, грушу Регеля, ясень согдийский. Затем мы поднялись на утес «Ханский трон». Поднимаясь по тропе, мы услышали перекличку кекликов и увидели уже отцветшие, к нашему сожалению, тюльпаны Грейга и тюльпаны Альберта. Зато с вершины нам открылся великолепный вид на долину ущелья Хантаги.

Альбина Сафарова: «…за весь день мы получили очень много информации и смогли увидеть интересных представителей флоры и фауны. Здешняя природа отличается от нашей».

На следующее утро мы отправились вверх по ущелью Хантаги на целый день. Дорога была нетрудной, но по пути нам пришлось семь раз перейти речку вброд и столько же – обратно. По берегам речки росли ивы, ясень согдийский, боярышник, а в самой реке неспешно плавала маринка.

По пути мы вели учет встреченных птиц. В общей сложности в этот день нам удалось увидеть 23 вида птиц, среди которых были стаи розовых скворцов, желчные овсянки, чернолобые сорокопуты, соловьи, стрижи, ястреб-перепелятник и другие. Наблюдая за беркутами, мы заметили в лапах у одного из них добычу – змею.

Альбина Сафарова: «Меня очень впечатлил беркут. Он пролетел прямо над нами. Так величественно! Дух захватывает! Еще мы заметили у него белые пятна на крыльях, эти пятна говорят о том, что он еще молодой».

На третий день была ботаническая экскурсия. Специально для этого к нам приехала ботаник заповедника Эльмира Найзабекова. Из ее рассказа мы узнали, что 9 процентов видов растений Каратау – это эндемики и не менее 25 процентов относятся к категории редких. В урочище Талсай Эльмира показала нам немало редких и узкоэндемичных растений. А перейдя в ущелье Курсай, мы оказались среди зарослей реликтового растения – кустарника таволгоцвета Шренка.

Настя Шиве: «Меня очень впечатлила Эльмира своими знаниями о растениях заповедника. Она очень интересно рассказывает о них и только глянет на растение, так сразу его определяет».

Каждый вечер после ужина ребята заполняли дневники наблюдений, записывали экскурсии, увиденные растения и животных, подводили итоги дня, делились впечатлениями.

В последний день нашего пребывания в заповеднике Азизхан повел нас посмотреть пещеру, которая находилась на противоположном склоне. Достаточно быстро поднявшись к ней, мы остановились перед входом. Азизхан показал гнездо большого скалистого поползня, расположенного над пещерой. К нашей радости оно оказалось жилым, и мы смогли понаблюдать, как самец кормит самку, находящуюся в гнезде. Еще одно открытие ждало нас под сводом пещеры. Здесь в старом гнезде ласточки оказалась кладка из семи яиц каменного воробья. Выбравшись с другой стороны пещеры наверх, мы полюбовались прекрасным видом на окрестности, сфотографировались на память и спустились к кордону, так как надо было собираться в обратный путь. Алина Деменкова, наш походный художник, успела нарисовать акварелью этюд с видом на ущелье Хантаги. И перед отъездом она передала этюд Азизхану для музея заповедника.

Вся поездка заняла четыре дня. Несмотря на то, что наше пребывание было недолгим, мы успели получить представление о природе Каратау. Смогли зафиксировать 41 вид птиц – половину из обитающих на этой территории! И хоть нам не удалось увидеть каратауского горного барана, символ заповедника, и цветущие тюльпаны, мы надеемся, что нам повезет в следующий раз.