С 2013 года в Казахстане работает Центр гуманной педагогики, цель которого заключается в создании сообщества единомышленников, разумных родителей и педагогов, стремящихся перейти от авторитарного подхода к воспитанию и обучению ребенка к гуманно-личностному. Алия Назарбаева намерена развивать это направление в Казахстане, и в 2018 при ее поддержке в Астане откроется Школа гуманной педагогики.

В документальном фильме «В поисках учителя» Алия Назарбаева рассказала об этом учебном заведении: «При этой школе также будет родительский университет. Дети и их родители будут обучаться параллельно. Я вижу цветущий красивый Казахстан, где живут счастливые, культурные, добрые, образованные люди. Все ладят, живут в мире друг с другом. Люди стали духовными, нравственными».

В своем Послании Президент Н. А. Назарбаев отметил, что в 2018 году стоит пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов, ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.

Центр гуманной педагогики меняет в учителях «рутину» на «миссию». Порой учителя относятся к своей работе слишком формально, из-за чего дети с трудом называют школу «вторым домом». ЦГК призван направить работу учителей в правильное русло, помогать находить общий язык не только педагогу с учеником, но и родителю с ребенком.

Шалва Амонашвили – один из авторитетнейших педагогов на постсоветском пространстве, является главным идеологом гуманной педагогики. Он затрагивает темы об особенностях воспитания того или иного поколения. «Сегодняшнему поколению детей дается много названий: и дети-индиго, и «звездные», и «солнечные» и т.д.

В конце 50-х начале 60-х рождались дети – акселераты. Они быстро развивались физически и умственно. Потом акселерация прекратилась, и уже в 70-х об акселератах не было слышно ни слова. Но дети-акселераты никуда не ушли, они повзрослели, поумнели и совершили техническую революцию – внедрили в нашу жизнь мобильники, компьютеры, Интернет, скоростные способы передвижения. Это все завоевания поколения акселератов. Тех, кто пришел на смену этому поколению, можно называть потребителями.

Сейчас же народились другие дети, у которых другая задача. От предыдущих поколений они отличаются необычайной уверенностью в себе. С самого рождения обладают уникальными знаниями и говорят о них с детства как о само собой разумеющихся вещах, а откуда взялись эти знания, нам неизвестно. Это врожденное – они говорят с такой верой, будто были у первоисточника этих знаний, причем в самых разных сферах – в математике, биологии, гуманитарных науках. С другой стороны, они очень обидчивы. Если мы не верим в их знания, они обижаются. А поскольку большинство взрослых не верит в знания и способности детей, считая все это детскими глупостями и фантазиями, то продолжает воспитывать их по старинке. И дети очень остро это переживают», – объясняет Шалва Амонашвили.

В чем будет заключаться задача этого революционного поколения неизвестно, а пока педагог советует относиться к детям как к равным. Алия Назарбаева рассказала, как воспитывает своих детей: «Недавно у меня состоялся разговор со старшей дочерью, и я впервые попросила у нее прощения, объяснила ей, что родители тоже ошибаются. Мы договорились, что в случае чего она будет давать мне советы в воспитании младших братьев и сестер, ведь ей со стороны виднее. Когда человек что-то осознает самостоятельно, то начинает трансформироваться, и мир вокруг меняется в лучшую сторону, начиная с самых близких людей».

Дети новые, а реальность старая. Чтобы не возникало конфликта поколений, в Центре и школе гуманной педагогики взрослых и детей учат находить взаимопонимание, доверять друг другу. Казахстанский центр гуманной педагогики ставит своей целью возрождение в учителях любви к детям, к своей профессии, и помочь им осознать пользу своего преподавания. Через принципы гуманной педагогики учителям рассказывают о новых ценностях, помогают создать благодатную почву, на которой расцветают скрытые таланты детей. «Я вас уверяю, настоящие учителя сразу же отзовутся. Эта наука очень древняя: ею занимались такие великие педагоги, как Ян Амос Коменский, Антон Макаренко и многие другие. Я тоже не могу сказать, что занимаюсь этим, скорее показываю людям ее принципы и плоды. Но если завтра прикажут все школы в обязательном порядке сделать гуманитарными, я буду горячо против этого, потому как нет ничего более глупого, чем насаждать гуманную педагогику авторитарными методами. Надо верить в ребенка, в его безграничные возможности», – заверяет Шалва Амонашвили.

Сейчас в Центре разрабатывают очередной том «Антологии гуманной педагогики», в котором раскрывают образ Абая Кунанбаева как мудрого учителя. Уже вышло 150 томов «Антологии», раскрывающих образы разных классиков мира, а теперь пришла пора и нам здесь, в Казахстане, открывать свои жемчужины мудрости.

Гуманные педагоги способны быть открытыми, быть учениками, могут научить детей справляться с трудностями, а не бояться их. Но для того, чтобы успешно изучать и применять гуманную педагогику, придется серьезно измениться, пересмотреть свои ценности и принципы жизни. Чтобы стать настоящими учителями, предстоит большая работа на пути к мудрости.

Зачастую взрослые совершают ошибки, внушая детям мысль исключительно о материальном благополучии, из-за чего они, таким образом, превращаются в обывателей. Но, к счастью, не все родители – диктаторы, и со временем эти дети совершат новую революцию в жизни. Они утвердят верховенство культуры: в первую очередь культуру отношений и духа. И новые учителя должны стать первыми, кто поможет нашим детям и внукам в будущем это осуществить.

 

Асель БОЛАТОВА

«Дружные ребята», №7
13 февраля 2018 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз