Казахстан – огромная страна, расположенная в самом центре Евразии. Здесь легко уживаются восточные традиции и западная современность, а древняя культура и уникальные памятники природы притягивают туристов со всего мира.

В 1993 году наша страна стала действительным членом Всемирной Туристской Организации. А сегодня Казахстан предоставляет практически все существующие виды туризма – познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. В республике проживают более 130 народностей, что позволяет туристам познакомиться сразу с десятками культур, посетив только одно государство, и в этом заключается еще одна особенность Казахстана.

Во Дворце школьников Алматы состоялся городской туристско-краеведческий слет экспедиционных отрядов «Менiң Отаным – Қазақстан» в рамках программы «Рухани жаңғыру», на который собрались ученики алматинских школ. Цель слета – сформировать у детей чувство патриотизма и гражданственности, приобщить к историческому, культурному и духовному наследию родного края, а также популяризировать инновационные формы и методы туристско-экспедиционных работ.

Каждая команда представила свой проект на тему туризма и экологии Казахстана. В конкурсе участвовали ученики школ и с русским, и с казахским языком обучения. Ребята старались раскрыть проблемы развития туризма, и в то же время рассказать о богатствах Родины, тем самым призывая заняться улучшением обстановки в стране. «Казахстанцы мечтают выехать за границу, увидеть Альпы, Тихий Океан и памятники культуры. А потом возвращаются с мыслями о том, что и у нас этого богатства достаточно, стоит только поработать над инфраструктурой», – рассказывает Татьяна Владимировна Певнева, учитель географии общеобразовательной школы №127.

Участники команд разделились на три секции: туристический и экологический блоки, а также творческая часть, которая занималась составлением визитной карточки, презентацией команды и школы и созданием девиза. В экологическом блоке ученики рассуждали не только о состоянии экологии Алматы, но и о болезнях, появившихся в связи с ее проблемами, и предлагали свои пути решения.

Дети самостоятельно провели огромную научно-исследовательскую работу, используя статистические данные, интернет-ресурсы, книги. Юные исследователи проводили социальные опросы горожан Алматы, а затем осветили их мнение и предложения по решению экологических проблем.

Интересной стала работа учеников общеобразовательной школы №127, которые в итоге заняли первое место. Во главе с Ботакоз Бирмаганбетовной Есембаевой, педагогом дополнительного образования Станции юных туристов, ученики прошлым летом совершили авто-пеший поход на озеро Балхаш. Близ Балхаша они провели исследовательскую работу, изучили животных и растения, которые водятся и произрастают на территории озера. «Мы также провели ночь на Или, где узнали много нового об этой реке. В течение всего похода мы беседовали с местными жителями, изучали состав воды. Жили в палатках, закалялись, собирали гербарии. В походе приняли участие ученики 7-9-х классов, их родители с энтузиазмом поддержали идею. Благодаря таким проектам ребята сплачиваются: мы не только занимались научной деятельностью, но и здорово отдохнули, прошли оздоровительные процедуры, нашли новых друзей среди местного населения», – рассказала Ботакоз Бирмаганбетовна.

Полина Зимаскова, ученица 8 «А» класса школы №127, представила проект об озере Балхаш. «Я сама была на Балхаше больше шести раз и всегда собирала местные травы ради интереса. Однажды учитель биологии попросила меня привезти ей трав с этой местности, с этого и началась моя научная деятельность. В школьном походе приняла участие и моя семья, они поддержали меня в этом проекте.

Чтобы подробно описать местность, я много фотографировала, так что снимки растений и животных, которые вы увидели сегодня, уникальны, их не найти в Интернете. Из животных мы видели верблюдов и лошадей на водопое. Однажды мы увидели, как за целым табуном лошадей приглядывает собака! Для детей, привыкших жить в городе, такое увидеть – большая удача.

Исследуя экологические аспекты, мы рассказали об угасании рыбного промысла из-за браконьерства, а также о том, что уровень воды в озере понизился и пресная вода стала непригодной для питья. Мы и дальше будем исследовать эти проблемы и надеемся, что с нами начнут сотрудничать экологи», – рассказала Полина Зимаскова.

Юный исследователь затрагивает проблемы культуры общества, в котором мусор спокойно выбрасывается не в урны, а на землю. В будущем Полина мечтает создать свою эко-деревню, в которой мусор будет утилизироваться по всем правилам, а не разбрасываться на улице.

На Станции юных туристов дети занимаются в разных направлениях: пешеходный туризм, альпинизм, геология, литературное краеведение. В своих проектах они рассказали об окрестностях Алматы: Кок Жайляу, Чарынский каньон, поющие барханы, – объединив интерес к природе и к истории родного края.

«В прошлом году у нас проходил конкурс, посвященный Великой Отечественной войне, а в этот раз в рамках программы «Рухани жаңғыру» дети исследуют сакральные места. Природа и туризм неразрывно связаны, а экологические проблемы до сих пор не решены. Поэтому мы решили объединить эти два направления», – рассказала Наталья Николаевна Королева, педагог дополнительного образования Станции юных туристов.

Некоторые ученики всерьез озабочены проблемой застройки Кок Жайляу под горнолыжный курорт. Они поднялись на Кок Жайляу, где организовали акцию протеста и устроили флешмоб, а также приняли участие в творческих конкурсах, посвященных защите Кок Жайляу: литературные эссе, фотографии и рисунки.

Надежда Толкачева, ученица 8 класса общеобразовательной школы №29, в течение шести лет исследовала местность Кок Жайляу и представила виртуальную тропу в это урочище. Не каждый может ходить в горы и исследовать окрестности Алматы, и, чтобы каждый мог узнать больше о родном месте, Надежда представила своеобразную игру-квест. Ее проект признали не только познавательным, но и по-своему завлекательным.

После защиты проектов каждая команда приняла участие в конкурсе «Визитная карточка», проявив фантазию и креативность. Пока жюри определяло лучших, ребята прочитали стихотворения собственного сочинения, устроили танцы и костюмированные представления. Победителям вручили большие энциклопедии. Теперь им предстоит готовиться к республиканскому конкурсу, который пройдет в мае в Щучинске.

Асель БОЛАТОВА.

Фото автора.

“Дружные ребята” (№15, 10 апреля 2018 года)

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз