Асанали Ашимов – актер, сыгравший несколько сотен ролей на сцене и в кино, талантливый сценарист и режиссер, успешный педагог и, конечно, мудрый руководитель одного из старейших в республике театров. Широко известен по ролям чекиста Чадьярова в драме «Конец атамана» и разбойника Бекежана в эпической киноленте «Кыз-Жибек».

8 мая  этого года актеру и режиссеру казахского театра и кино Асанали Ашимову исполнилось 80 лет. 17 ноября 2017 года в кинозале Еремека Турсунова Национальной библиотеки в Алматы состоялся вечер встречи и презентация двухтомника «Асанәлі Әшімұлы», посвященные 80-летию народного артиста Республики Казахстан. Мероприятие прошло в рамках Клуба «Інжу-маржан», действующего при Отделе искусств Национальной библиотеки РК.

Для мероприятия была организована книжно-иллюстративная выставка «Сахна өнерінің саңлағы» о жизни и творчестве А. Ашимова из фонда Национальной библиотеки РК.
Модератором вечера выступил писатель, журналист Кали Сарсенбай.

На встрече присутствовали известные артисты, режиссеры, писатели, поэты, общественные деятели, журналисты, друзья, ученики и поклонники творчества А. Ашимова. Каждый, кто выходил на сцену, от души говорил теплые слова поздравлений в адрес юбиляра. Вечер сопровождался концертными номерами в исполнении заслуженной артистки РК Сулушаш Нурмагамбетовой, солиста ансамбля «Гүлдер» Сагата Альдекенова, лауреата международного конкурса Айбека Мухаметалиева, Каната и Айткуль Кудайбергеновых, заслуженного работника Казахстана Кайыржан Бердибай. Известный казахстанский поэт-песенник Шомишбай Сариев прочитал стихотворение, посвященное Асанали Ашимову.

Двухтомник представляет вниманию читателей биографию Асанали Ашимова, его жизненный путь  как актера, режиссера, друга и человека. Для участия в написании книги были приглашены близкие ему люди – друзья и коллеги по цеху, которые рассказали о своем выдающемся современнике. Также в сборнике использованы архивные фотографии, постановочные сцены, хроникальные кадры и отрывки из фильмов.

Асанали Ашимов родился в 1937 году на территории современной Жамбылской области (тогда это еще была Южно-Казахстанская область). Парень из аула никогда не мечтал о сцене и аплодисментах. В Алма-Ату он приехал с одной целью – поступить в Сельскохозяйственный институт и вернуться в родной аул дипломированным специалистом.

В одном из своих интервью Асанали Ашимович рассказал журналистам, что многие его родственники не видели его как артиста и совсем не желали, чтобы он связал свою жизнь с киноиндустрией.

«Сначала мать говорила, чтобы я получил хоть какие-то знания и диплом. Я и выбрал. А вот мой родной дядя о моей будущей профессии и слышать не хотел. Он даже назвал это позором. Мол, в роду у нас не было артистов. Правда, когда я получил звание Народного артиста СССР, он все же признал и одобрил мой выбор и даже гордился мной», – вспоминает юбиляр.

После окончания школы Асанали Ашимович продолжил обучение на театральном факультете в алмаатинском Театрально-художественном институте, который с успехом закончил в 1961 году. Еще в студенческие годы Асанали сыграл свою первую роль в киноленте «Ботагоз», снятой в 1958 году. В этом фильме он играл вместе с юной актрисой Гульфайрус Исмаиловой, которая впоследствии стала работать художником в театре. После были съемки в кинофильмах «На диком бреге Иртыша» (1959), «Крылья песни» (1966). В 1972 году вышла драматическая кинокартина «Кыз-Жибек» режиссера Султана Ходжикова. Телезрителю в этом кинофильме Асанали Ашимов запомнился коварным злодеем Бекежаном. Эта кинолента была высоко оценена зрителями и кинокритиками, и ей была присуждена Государственная премия Казахской ССР. В это же время актер получил роль в фильме Шакена Айманова «Конец атамана», сценаристом которой был Андрей Михалков-Кончаловский. Это был грандиозный успех. Фильм завоевал любовь телезрителей всего Советского Союза и за 1972 год набрал 30-ти миллионную аудиторию. Фильм принес Ашимову еще одну премию и положил начало известной трилогии о бесстрашном чекисте Чадьярове. В 1977 году Асанали Ашимов снялся в «Транссибирском экспрессе» – второй части трилогии, которая получилась не менее популярной, чем предыдущие фильмы. Большую популярность эта кинолента завоевала во многом благодаря гениальной игре Асанали Ашимовича. Просмотрели этот кинофильм в течение года 24 миллиона телезрителей. В 1989 году вышел завершающий, третий фильм известной трилогии под названием «Маньчжурский вариант», в котором Асанали Ашимов играл главного героя Касымхана. И опять фильм получил оглушительный успех.

Снимаясь в кино, играя на сцене театра, Асанали Ашимов также увлекся режиссурой. В 1981 году он дебютировал фильмом «Год дракона» по историческому роману Зии Самади (сценарий Юрия Визбора) об уйгурском восстании XIX века в Синьцзяне. В 1984 году А. Ашимов снял фильм «Легендарный Чокан» об известном казахском ученом и путешественнике Чокане Валиханове. Затем он ставит фильмы «Полынь» (1986), кинодраму по казахскому эпосу «Козы Корпеш – Баян сулу» (1992), «Дом у соленого озера» по сценарию писателя Сатимжана Санбаева (2004).

Асанали Ашимов – народный артист СССР, народный артист Казахстана, лауреат множества премий, кавалер ордена «Курмет».

В этом году, в связи с юбилеем, Глава государства Нурсултан Назарбаев присвоил актеру, режиссеру театра и кино Асанали Ашимову звание «Қазақстанның Еңбек Ері». Президент отметил, что творческая деятельность юбиляра заслуженно отмечена в советскую эпоху. «Вы являетесь народным артистом СССР, Казахстана, удостаивались самых высоких государственных наград. В мире кино имя Асанали Ашимов является брендом Казахстана.

 

Сарина АКАШЕВА.
Фото автора.

«Дружные ребята», №48
28 ноября 2017 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз