Путешествуя по Испании, нельзя не побывать в Севилье, а попав в Севилью, нельзя не посетить Королевский Дворец, который некоторые туристы называют восьмым чудом света. Возвышается он на юго-восточной стороне Площади Триунфо и носит гордое и красивое название Алькасар.

Королевский Алькасар (исп. – Reales Alcazares) расположен в самом центре города Севилья и представляет собой ряд дворцов, созданных в разное время и в разных стилях, в окружении комплекса прекрасных садов, которые скрываются за высокими крепостными стенами, возведенными здесь еще в XIV веке. В1987 году ЮНЕСКО объявил Алькасар объектом Всемирного наследия.

Наследие мавров

История Алькасара – это история самой Севильи, она таит в себе много событий средневековой эпохи. Как и вся южная Испания, Севилья на протяжении веков подвергалась бесчисленным нападениям со стороны разных народов. Причем каждый завоеватель оставлял свой след в культуре этого города, что находило отражение в архитектуре. В 711 году одно из племен вестготов, населявших в то время Испанию и отвоевавших ее у римлян, призвала на помощь в своих войнах арабов и берберов из северной Африки, получивших впоследствии прозвание «мавры».  Истоки основания Алькасара восходят к временам, когда мавры только начинали осваивать юг Иберийского полуострова. Алькасар (исп. Alcazar от араб. «крепость», «укрепленный замок»; кстати, Алькасар в Севилье не единственный алькасар, главные крепости многих других городов Испании называются так же) был построен как крепостное сооружение, однако со временем эта постройка разрасталась и переделывалась. Первыми хозяевами дворцового комплекса были представители Мохада – берберской династии – и в то время он назвался Аль-Муваррак. Позднее, с распространением мавров по всей Испании и захватом ими все новых территорий, Алькасар в Севилье предназначался для проживания представителей халифа Кордовы. Севильский Алькасар был отвоеван христианами во время Реконкисты (в переводе с испанского – «отвоевание», войны испанцев против мавров с целью вернуть себе утерянные земли), после чего стал резиденцией католических королей и в результате этого претерпел значительную реконструкцию. Педро I Жестокий в 1364 году привез для этого в Севилью различные остатки мусульманских зданий из Кордовы, Севильи и Валенсии, а также пленных берберских ремесленников из Толедо и Гранады. Благодаря этому Алькасар стал одним из лучших образцов архитектуры в стиле мудехар, который характеризуется смешением черт исламской архитектуры и христианского зодчества. В настоящее время Алькасар является одним из немногих дворцов, в котором сочетаются готические элементы с мудехарской архитектурой. На протяжении многих лет другие испанские монархи продолжали расширять дворцовый комплекс (особенно старался Карл V, лично занимавшийся разбивкой садов), в результате чего он пополнился многочисленными залами, представляющими самые разнообразные стили, что делает его уникальным памятником архитектуры, не имеющим себе равных в мире.

Дворец халифов и королей

Войти во дворец можно только через царственные ворота Пуэрта-дель-Леон, украшенные мозаичным изображением льва. (Обычно перед ними стоит длинная очеред желающих попасть в Алькасар). Сегодня эти ворота отреставрированы и оригинальным остался только фундамент. Спланирован Алькасар как традиционный мавританский дворец, в котором основные помещения размещаются по периметру внутренних патио (дворов). Какая бы  ни была жара на улице, здесь всегда прохладно и уютно. Каждый двор имеет свое название и свою историю. Хочется ходить и ходить по этим запутанным и в то же время обладающим своей гармонией – как украшающие их орнаменты – залам.Через ворота посетители выходят в просторное патио, которое называется Патио-де-ла-Монтериан. Этот внутренний двор назван в честь егеря Монтероса, служившего при королях. Слева расположен Зал Юстиции (Sala de la Justicia) и серия из трех арок, открывающихся в стене – остатки древней крепости Альмохадов, которая была частью оборонительной системы Аль-касара. Проход из них ведет к Patio de la Monteria.

Двор Охоты  (Patio  de  la Monteria) назван в честь охотников, сопровождавших короля. Он имеет форму трапеции. В XVII веке это здание использовали в качестве тюрьмы, в XIX  в. – как здание Академии пехотных войск. Сейчас здесь открыты два музея– Вооруженных сил и Осады 1936 года.

Зал Правосудия, также его называют Комнатой Совета (sala de los Consejos),  был частью раннего мусульманского дворца, где собирался совет из визирей. Это квадратная комната, пол который отделан в стиле мудехар, а значит, вся изукрашенная затейливым орнаментом.

Зал Адмиралов, Сuarto del Almirante, расположен в цокольном этаже Охотничьего дворика. После открытия Америки королева Изабелла в 1503 году решила создать Торговую палату Индии – институциональный орган, ответственный за регулирование отношений с Северной и Южной Америкой, занимающийся, среди прочего, судебными исками между торговцами. В Зале Адмиралов на приемы приходили известнейшие путешественники тех времен. Здесь же было дано королевское одобрение на первую кругосветную  экспедицию Фернана Магеллана.

Дворец Мудехар, или Дворец Педро I, был построен по инициативе короля Педро I в период 1356-1366  гг. Над зданием трудились мастера из Толедо, Гранады и самой Севильи. Прогуливаясь по галереям и залам дворца, оформленных красивой плиткой и потолком в стиле мудехар, можно попастьво Двор Девушек, который является шедевром андалузского мавританского искусства. Двор Девушек (Patio de las Doncellas) известен своими фризами,  изразцами и лепниной. Свое название он получил от легенды, которая гласила, будто там были осмотрены и отобраны сто девушек для халифа Кордовы в качестве дани. Приватная жизнь королевской семьи скрывалась от  постороннего глаза в покоях возле Двора Кукол (Patio de las Munecas). Назван он был так из-за того, что на одной из его арок изображены две маленькие куклы.

Официальные приемы проводились в Зале Послов (Salon de Embajadores).  Уникальна центральная стена зала, которая оформлена фризом, состоящим из пятидесяти шести ниш. В каждой нише расположен портрет испанских королей, начиная от самого первого правителя вестготов, заканчивая Филиппом III, правившим в Испании в XVII веке. В Зале Послов не только принимали иностранные делегации, но и проводили королевские суды, иногда быстрые и беспощадные. Когда-то здесь все тот же Педро Жестокий выставил на всеобщее обозрение головы четырех высших чиновников, казненных за мздоимство (то есть за то, что брали взятки). Залов великое множество, мы рассказали вам не обо всех (чтобы был повод съездить самим!), но каждый заслуживает внимательного, вдумчивого рассмотрения, в каждом хочется постоять, изучая мельчайшие детали.

Вера АН.
Фото автора.
Алматы – Севилья – Алматы.

«Дружные ребята», №37
12 сентября 2017 года

 

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз