В Казахстане преобладают школы с казахским языком обучения – ученики 3843 школ учатся на государственном языке и 1508 – на русском. По сравнению с прошлым учебным годом число школ, в которых обучение ведется только на казахском языке, увеличилось на 0,4%. Больше половины школ с казахским языком обучения расположены в сельской местности.

Международные эксперты считают этнолингвистический фактор главной проблемой казахстанского образования. Внутри страны существует еще одно отставание – разрыв между носителями русского и казахского языков, что отражается на образовательной и социальной разнице. Учащиеся, обучаемые на русском языке, демонстрируют более высокие достижения вне зависимости от их родного языка. Их баллы примерно на 50 пунктов выше. Такое расхождение указывает на то, что школы с русским языком обучения предоставляют образование более высокого качества, чем школы, обучение в которых ведется на казахском языке.

Региональный центр тестирования «Ustudy» является компанией с самой крупной филиальной сетью по всему Казахстану, которая проводит массовые тестирования учеников и учителей. За три года компания провела около 3 миллионов онлайн- и офлайн-тестирований и запустила между-народный образовательный проект «Ututor» по дистанционному репетиторству. На своей онлайн-платформе Ustudy.kz в YouTube компания выложила 2 тысячи бесплатных видеоуроков на казахском языке. Записать уроки для школьников вызвались лучшие учителя Казахстана.

Эти уроки существенно упрощают подготовку к ЕНТ казахоязычным школьникам, проживающим в сельской местности. «На сегодняшний день мы загрузили в бесплатный доступ более 500 видеоуроков, в дальнейшем планируем выложить еще две тысячи по всем предметам. Так школьники смогут готовиться к ЕНТ, не выходя из дома», – рассказал основатель Ustudy.kz Жанат Рахмани.

Для удобства школьников предметы и темы рассортированы по школьной программе. За месяц число подписчиков канала выросло в три раза. На сегодняшний день это единственный канал с таким контентом. По словам Жаната Рахмани, главная проблема казахо-язычных школ заключается

в нехватке доступной образовательной информации на бесплатных ресурсах. «Из России нам привезли видеоуроки с просьбой перевести их на казахский язык. Мы подумали, что это не самый лучший вариант, так как озвучивание на казахском языке русского оригинала будет тяжело восприниматься учениками. Тогда мы пришли к решению сделать нечто подобное самостоятельно. Уроки, которые мы записали, прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования и науки РК. Например, только по физике записано 356 уроков, начиная с кинематики до астрофизики. По каждому предмету предоставлена  полная программа за весь школьный период. На каждый предмет уходит примерно по две недели. «Если ученик серьезно возьмется за дело, то успеет подготовиться на все 125 баллов. Но еще одна проблема – у современных учеников нет навыка самообразования.

Для них учеба – неприятный процесс, их ведь заставляют учиться.

Парень, который работал над монтажом видео, в процессе работы переучил всю школьную программу! Признался, что не понимал математику: «Пока я делал монтаж, мне было интересно изучать математику! Оказывается, дроби решаются совсем легко!»

Также у нас был эксперимент – мы начали работать с фокус-группой, чтобы узнать, насколько эффективны видеоуроки. В этой группе был парень, который мечтал поступить в медицинский университет, но у его семьи не было возможности платить за учебу. Парень жил в селе, в итоге поступил в педагогический университет на грант. Это образование ему было нужно для галочки. В итоге он решил все-таки попробовать поступить в медицинский на грант и начал готовиться к КТА. У парня было всего два месяца. Первые две недели он отлынивал, а мы звонили, контролировали его процесс обучения. Затем он начал готовиться по видеоурокам, если что-то было непонятно – обращался в наш центр. В итоге он позвонил мне. У него звучали слезы в голосе, я сначала не разобрал, о чем он говорит. Оказалось, что он поступил на грант, набрав из 100 баллов 97, его фамилия была первой в списке бюджетных студентов! В тот день вся наша команда была радостная – это работает!» – рассказал Жанат Рахмани.

Чтобы создать такой ресурс, у Ustudy.kz ушло три года. Сейчас компания изучает приемы психологии, чтобы повысить мотивацию учеников к самообразованию. Жанат Рахмани объясняет, почему у ребенка нет мотивации: «Дети боятся задавать вопросы. Учитель часто ругает ученика за то, что тот не понимает какую-то тему. Отсюда и появляется страх, нежелание учиться. Такая же ситуация наблюдается и в семье – родители часто повышают голос на ребенка просто потому, что сами не в силах объяснить задачу. А без вопросов не будет самораз-вития».

Онлайн-репетитор Ututor – инновационное мобильное приложение для дистанционного обучения. В этом приложении ученики со всего мира могут задавать вопросы компетентным учителям и получить помощь в выполнении домашних заданий в мессенджере от квалифицированных препо-давателей со всего мира за 5 минут. За четыре месяца в приложении зареги-стрировались дети из 42 стран мира. В приложении есть возможность изучать французский язык у русско-язычных преподавателей, в свое время мигрировавших во Францию. Такая система репетиторства очень удобна и в финансовом плане – ученику не нужно оплачивать почасовую работу учителя, в приложении счет идет на минуты.

«UStudy» – уникальная «экосистема» в сфере инновационного образования, которая движется к новым высотам, принимает самые различные вызовы и стремится приумножать степень духовного и интеллектуального благосостояния Казахстана и мира в целом.

«Мы решили взращивать поколение достойных граждан мира, гениальное «древо знаний». С каждым новым днем мы бережно сажаем их «семена» в самую благоприятную «почву», поливая исключительно чистыми «водами» и размножая их активным «ветром перемен». Каждый год наш «урожай» становится богаче. Мы стремительно растем, уверенно движемся по выбранному пути и точно знаем, что каждый наш шаг – это уже победа. И не наша, а всего мира, ведь образованные и успешные люди – это лучшее, что может себе позволить любое общество», – уверен Жанат Рахмани.

 

Асель БОЛАТОВА.
Фото автора.

«Дружные ребята», №11
13 марта 2018 года

 

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз