В стенах алматинской гимназии №4 имени Александра Пушкина несколько дней звучали знакомые и любимые с детства пушкинские строки, кружилась легкая «oнегинская» строфа. Школьники и учителя готовились одновременно к городскому конкурсу рисунка и районному конкурсу чтецов, посвященных Дню памяти великого русского поэта. Оба конкурса прошли в один день.

«Друзья, прекрасен наш союз»

Актовый зал гимназии, носящей имя прославленного поэта, едва смог вместить всех желающих принять участие в торжественном поэтическом мероприятии.

С приветственным словом к гостям вечера обратились Я. В. Бутакова, заместитель директора гимназии №4, И. В. Переверзева, консул Российской Федерации и Я. Зубова, руководитель творческого кружка библиотеки имени С. Бегалина. Ирина Владимировна Переверзева отметила, что 10 февраля является памятной датой для всего русского народа. Она очень трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире.

За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой мировой литературы. Они являются неотъемлемой частью школьной программы. Творчество Пушкина многопланово. Он писал не только стихи и поэмы, но также произведения в прозе.

В гимназии творчеству Пушкина уделяется большое внимание. Учащиеся с удовольствием читают его произведения, а актеры школьного тетра «Лира» ставят по ним пьесы.

Ученики 7 «В» класса (руководитель К. Г Даулбаева) выступили с театральной постановкой «Друзья, прекрасен наш союз». Эти строки из стихотворения великого поэта посвящены его лицейским товарищам А. Дельвигу, В. Кюхельбекеру, А. Д. Иличевскому, И. Пущину и другим.

Тема истинной дружбы, взаимной поддержки и общности интересов – вот что находится в основе произведения. Здесь говорится о творческом и дружеском союзе талантливых молодых людей, объединенных влечением к капризной Музе и братским диалогом в постижении мудрости жизни. Поэт ставит на равные чаши весов такие понятия, как дружба, талант и вдохновение. Он посвящает своим друзьям-лицеистам такие великие строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз,

Пусть дружба между нами не иссякнет.

Еще раз нашей музе поклонюсь,

Надеюсь, вдохновенье не угаснет.

Друзей у поэта было много. С ними его связывали не только схожие интересы, но и общие моральные принципы, стремления и идеалы. Понятия о верности, чести и человеческом достоинстве занимают существенное место в беседах поэта с его друзьями-лицеистамит для которых «Отечество – Царское Село».

Юные артисты театра «Лиры», которым руководит Андрей Юрьевич Накатков, представили инсценировку «Дуэль». Сюжет в ней связан с последними днями жизни поэта, его травлей в светском обществе, с интригами и сплетнями, которые явились главными причинами дуэли. Это было делом чести. Роковая дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.

В гимназии №4 мероприятия, посвященные творчеству Александра Сергеевича Пушкина, проходят регулярно. Именно в День памяти А. С. Пушкина, а также в День рождения школы (10 февраля 1939 года) ей было присвоено имя великого русского поэта, которое школа (ныне гимназия) достойно носит и в наше время.

Главными целями и задачами Пушкинских вечеров, как подчеркнули организаторы вечера – учитель музыки Куралай Ганиржановна Даулбаева и учитель рисования Зоя Кандибековна Карабекова, библиотекари Дильбар Махмутовна и Гуллара Бекушановна Айтуровы, являются развитие воображения, памяти, речи, привитие любви к русской классике, совершенствование творческих способностей у детей.

«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей»

«У каждого возраста свой Пушкин», – сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Для маленького читателя Пушкин – это, прежде всего, поэт-сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Творчество А. С. Пушкина вдохновляло известных художников, композиторов, писателей и поэтов на создание своих произведений. Известные художники Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов иллюстрировали его произведения. Иллюстрации к сказкам Пушкина создавали художники Билибин, Назарук, Зотов и многие другие. Алматинские дети тоже иллюстрировали любимые произведения А. С. Пушкина и отправляли их на городской конкурс рисунков под названием «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». В гимназии №4 такой конкурс был организован и проведен под руководством учителей изобразительного искусства З. К. Карабековой и Д. М. Айтуаровой.

Всего на конкурс было прислано более 250 работ. Дети творчески подошли к выполнению задания. В работах применена разная техника. Рисунки выполнены акварелью, гуашью, художественными мелками, с применением мятой бумаги, пластилина, материалов для рукоделия (бусины, пайетки). Многие родители, желая помочь своим детям, перечитали сказки Александра Сергеевича и получили огромное удовольствие.

– С раннего детства человек впервые узнает о добре и зле из сказок, где внятно и интересно раскрывается понимание того, в чем же смысл жизни. Мы, организаторы конкурса, рассчитывали на то, что многие ребята выберут сказочных персонажей для рисунка из произведений А. С. Пушкина. Большинство работ настолько хороши, что нам трудно было выделить лучшие из них. Наша выставка наглядно показывает творческий уровень исполнителей, их любовь к искусству, – рассказывает Зоя Кандибековна.

Выставка расположена в гимназии №4. Гуляя по коридорам гимназии, сначала встречаемся с героями пушкинских сказок – с царем Салтаном, князем Гвидоном, попом и его работником Балдой. Потом становимся «друзьями Людмилы и Руслана», вникаем в «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И заряжаемся эмоциями, восхищаясь уверенно написанными картинами по сюжетам «Капитанской дочки» и «Повестей Белкина», «Евгения Онегина» и «Полтавы»…

Сюзанна Мустафаева, ученица изостудии «Март» под руководством Аллы Александровны Кобриной, нарисовала картину «Кот ученый».

– Мне понравилось стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…», – отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он наполнен волшебством, а в нашей обычной жизни так не хватает сказки. Нас всех привлекает магия, которую можно найти в этом стихотворении. Пушкин воистину великий поэт, он, как никто другой, смог описать волшебное Лукоморье, – говорит Сюзанна.

Чтобы нарисовать рисунок к конкурсу, Назар Карнаухов из гимназии №83 немало потрудился. Он прочел и сказки, и стихи. Долго выбирал, какого героя изобразить.

– Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, о прекрасной царевне Лебедь. Мне кажется, что эта самая чудесная сказка, – делится Назар. – Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и главное чудо – превращения птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. У Пушкина очень красивые стихотворения о временах года. На уроках литературы мы часто учим их наизусть.

По работам детей видно, что они знакомы не с одним персонажем пушкинских сказок. В рисунках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках, встретить лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея, золотого петушка и белочку, держащую в лапках орешек с золотой скорлупкой!

Как говорит Зоя Кандибековна, у участников конкурса сейчас счастливый период, когда они только открывают для себя Пушкина. И открытие это начинается со сказки, как когда-то для самого поэта сказки няни Арины Родионовны открыли славный путь в русскую литературу.

«Я помню чудное мгновенье…»

Стихи Александра Сергеевича прекрасны. Читая, слушая их, мы представляем наяву картины, которые рисует нам поэт. На районном конкурсе «Пушкинских чтений» ребята читали нам любимые стихотворения Пушкина и стихотворения собственного сочинения о Пушкине.

Большинство участников было из гимназии №4, носящей имя поэта и прозаика Александра Пушкина. Диана Ким, Роман Логвиненко, Лия Белкина, Катя Щербулова, Ангелина Кукушкина декламировали стихи правильно и с выражением. Как отметило жюри, происходящее доставляло удовольствие ребятам, они сохраняли тишину, внимательно слушали друг друга, охотно дополняли нашу информацию о творчестве поэта и выполняли предложенные задания.

Организаторами мероприятия и по совместительству жюри выступили учительница русского языка и литературы Наталья Александровна Самойленко, учитель музыки Куралай Ганиржановна Даулбаева, руководитель школьного театра «Лира» Андрей Юрьевич Накатков.

Прозвучали стихи «К няне», «Зимний вечер», отрывки из «Евгения Онегина» и многие другие, без знания которых невозможно понимание русской культуры, ведь многие пушкинские строки прочно вошли в язык и стали крылатыми фразами. «Разбитое корыто», «золотая рыбка», «стихи и проза, лед и пламень», «мой первый друг – мой друг бесценный», «чистейшей прелести чистейший образец» и многие другие.

– Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане. В то время я не знала, кто был автором столь прекрасных сочинений. Теперь я знаю, что их написал великий русский поэт, писатель и драматург Александр Сергеевич Пушкин. Я перечитываю любимые с детства сказки. Одной из них всегда была «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Она уносит нас в волшебный мир царей, цариц, богатырей, живущих в необыкновенных чудесных дворцах. Эта сказка, прежде всего, говорит нам о том, что чудеса случаются не только по волшебству. Мы сами можем творить их, но для этого достаточно сохранять доброту, веру в лучшее и не позволять злобе и зависти проникнуть в свое сердце, – так поведала о своей любви к творчеству Пушкина ученица 4 «Г» класса Ляйля Тиштыбаева. Стихотворение она выбирала и разучивала вместе с классным руководителем Сауле Досановной Джаугашевой.

В классе, где проходили чтения стихотворений собственного сочинения, царила творческая атмосфера. Наталья Александровна Самойленко, рассказав о жизни и творчестве гения, познакомила учеников с книжной выставкой, представила фото-историю о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Розалина Баширова, ученица 10 «В» класса» гимназии №186 прочитала два стихотворения. В них – меткие сравнения, четкие образы… За правильный стихотворный размер, стиль и талант Розалина удостоилась 1 места. Ученица 6 «В» класса гимназии №18 Диана Едыгенова также стала победительницей в конкурсе. Ее работа очень понравилась Наталье Александровне:

– Надо сказать, стихи моих учеников вызвали во мне изумление, трепет, восхищение, благодарность.

Заместитель директора по воспитательной работе Дархан Сансызбаевич Ересенов пояснил, что гимназистам интересна судьба каждого выдающегося деятеля, внесшего вклад в развитие своей страны и человечества, а жизненный путь великого русского поэта вызывает особый интерес.

– Если вы сейчас зададите вопрос любому ученику по биографии или по литературному наследию Пушкина, он непременно даст на него развернутый ответ. Это радует и дает надежду на то, что юное поколение несет в себе традиции  воспитания подрастающего поколения на лучших произведениях мировой литературы.

 

Сарина АКАШЕВА
Фото автора

«Дружные ребята», №9
27 февраля 2018 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз