Тема образования – одна из самых обсуждаемых, поскольку постоянные реформы привносят что-то новое в образовательный процесс. Еще в 2012 году Министерство образования и науки впервые заговорило о проекте «Подушевое финансирование образования». Сегодня этот проект будущего уже существует и даже апробирован в 73 школах страны.

На минувшей неделе состоялась презентация проекта «Подушевое финансирование», на которой присутствовали вице-министр образования МОН РК Бибигуль Амангельдиевна Асылова, Президент АО «Финансовый центр» Аскар Изимбаевич Ибраимов, начальник Управления образования по Алматинской области Даурен Хабдолданович, директора школ, участвующие в пилотном проекте.

Что такое «подушевое финансирование»?

Подушевое финансирование существует в разных странах. В нашей стране этот проект существует недолго, но уже имеет положительные моменты.

Механизм подушевого финансирования направлен на совершенствование подхода к финансированию школ и обеспечение реализации образовательного процесса в школах в соответствии с едиными требованиями ГОСО. Реализуется он посредством выделения пилотным школам целевых трансфертов (денег) из республиканского бюджета на реализацию образовательного процесса в расчете на 1-го учащегося в год. Объем выделяемых школам средств зависит от численности учащихся.

В статью расходов на образовательный процесс включаются выплаты заработной платы работникам школ и взносы работодателя, оплата дополнительных учебных расходов (учебная литература, наглядные материалы и пособия), выплата стимулирующих надбавок и премий педагогическим работникам.

Подушевое финансирование будет внедряться в полнокомплектных школах с 2019 года, в пилотных колледжах – с 2018 года. В целом проект направлен на повышение конкурентоспособности и качества самих школ и учебных программ.

«Главное качество, а не объем!»

Встреча работников Министерства образования и науки со школьными директорами прошла в городе Талгар Алматинской области. Локация была выбрана не случайно: именно в четырех талгарских школах №4, №14, №16 и №49 уже четвертый год тестируется подушевое финансирование. На брифинге директора школ рассказали вице-министру Бибигуль Амангельдиевне Асыловой о результатах проекта, о моментах, которые требуют дальнейших доработок.

Президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов в ходе представления своей презентации, подчеркнул, что в скором времени учитель не будет заинтересован в 27 часах работы, а доволен 18 часами, потому что в учебной программе главное качество, а не объем.

– Учитель увидел реальную дифференциацию своего труда. Попечительский совет школ тоже активно включился в работу, с интересом воспринимает аналитическую информацию директора по каждому учителю. До подушевого финансирования за качество бился один директор, при новом финансировании администрация видит коллективную заинтересованность. Если раньше система оплаты труда работников сферы образования не связывалась с результатами работы, то теперь группа учителей, работающих в конкретном классе, заинтересована в них. Еще у школ появилась возможность закупать развивающую литературу для учащихся, оплачивать услуги приглашаемых лекторов, – подчеркнул спикер.

Вице-министр образования Бибигуль Асылова в своем выступлении отметила, что новый проект поможет решить вопрос нехватки учебников и денежных поборов в школах, чем грешат сейчас, по ее мнению, почти все школы страны.

«Проблема в том, что организационно-правовая форма, в которой сейчас находятся наши школы, не позволяет реализовать проекты, которые с внедрением подушевого финансирования станут возможными. Повсеместно идет погоня за освоением денег. Есть нормативы, которым уже по 10-12 лет, и по ним зачем-то еще работают в Казахстане, а СанПин и СНиП – это же еще с советских времен остается. К 2020 году мы должны масштабно охватить все школы, предстоит большая работа».

Первые успехи – первые звездочки

Анализ итогов апробации подушевого нормативного финансирования в пилотных школах показал, что возросло число кружков и секций для развития детей. Увеличилось число учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований – спортивных, предметных, научных, интеллектуальных. Увеличилось количество педагогов, повысивших свою квалификацию, количество школ, укрепивших материально-техническую базу.

Школа №5 Талгара в пилотном проекте участвует уже четыре года.

– В первые годы было очень много вопросов. Но за четыре года изменилось сознание педагогов. Например, у нас молодой географ была ранее просто урокодателем, но сейчас учительница буквально зажглась. Она стала публиковаться в государственных журналах, организовывать поездки школьников в музеи, в походы, в заповедники. Но есть в этой программе и вопросы от педагогов: не все получают стимулирующие надбавки к зарплате. Вопросы связаны и с методикой: бухгалтеры при сдаче отчетов требуют шаблона. Попечительские советы будут требовать ведомости по тратам, поэтому нужны знания по их правильному оформлению. Надеюсь, в МОН решат этот вопрос», – сказала директор школы №5 Назым Сапакова.

Замечают улучшение качества работы учителей и педагогической системы и сами школьники. Некоторые ребята уже стали отлично учиться, проявлять себя в классных и внеклассных мероприятиях, демонстрировать свои спортивные и творческие достижения.

Артем Румянцев, семиклассник общеобразовательной школы №5 уже 5 лет занимается в секции дзюдо. Мальчишка грезит о спортивной карьере, победах в международных олимпиадах. Проект подушевого финансирования, по его словам, повысил качество работы учителей. Теперь у них каждый день проверяют домашнее задание, проводят больше внеклассных мероприятий.

– Мой классный руководитель, учитель физкультуры Тимур Жанатович Азекенов очень интересно проводит свои уроки. Мы играем в футбол и баскетбол, изучаем правила таких игр, как регби, хоккей, большой теннис. А с внедрением нового проекта, Тимур Жанатович стал проводить турниры между классами и даже школами. Стал более углубленно преподаваться английский язык. Мы теперь не только учим наизусть топики, но и говорим с учителем только на английском языке. Нам это понравилось, и даже на переменках мы с одноклассниками переговариваемся на английском, казахском языках, – поделился Артем.

В завершении брифинга вице-министр Бибигуль Амангельдиевна Асылова, отметила, что результаты, полученные за период апробации, позволяют сделать вывод о прямой взаимосвязи изменения принципа финансирования и положительной динамики качества образования. А, главное, в школах повысилась успеваемость, учителя стали дополнительно заниматься с учениками!

Сарина АКАШЕВА.
Фото автора.
Талгар,
Алматинская область

«Дружные ребята», №50
12 декабря 2017 года

 

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз