В Казахстанско-Российской специализированной школе-лицее №54 имени И. В. Панфилова прошел чемпионат по робототехнике среди учащихся 4-6-х классов. Организовала его школа-лицей №54 совместно с РЦ «Алматы тьюторинг». В этом учебном году на базе школьного учреждения был создан IT-лицей.

Идею об открытии лицеев информационных технологий впервые озвучил Елбасы
Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в феврале 2018 года. В целях реализации пунктов Послания-2018, направленных на развитие цифровизации в стране, была принята государственная программа «Цифровой Казахстан». С нового учебного года обучение проходит по самым современным направлениям в сфере цифровых технологий. Практическая часть учебных программ предполагает создание мобильных приложений для смартфонов и гаджетов, разработку и конструирование веб-сайтов, создание программного обеспечения для персональных компьютеров.

Для участия в чемпионате школьники создали своих уникальных роботов. Каждый робот собирается учеником индивидуально из входящего в комплект набора деталей и управляется по Bluetooth с помощью мобильного устройства через специальное приложение. Именно эти умные машины соревновались на чемпионате в таких категориях, как «Робосумо» и «Робофутбол».

Мастерство ребят оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли председатель Чемпионата по робототехнике, заместитель директора по IT Алексей Иванович Епанешников, выпускник школы, неоднократный победитель республиканских и международных конкурсов по робототехнике, студент Томского университета системы управления и радиотехники Ярослав Халиуллин, преподаватели робототехники, студенты 4 курса Казахстанско-Британского университета факультета информационных технологий по специальности «Автоматизация и управление» Дархан Ермекбай, Айбат Рахим и Даурен Кайыржан.

Робофутбол

Что такое робофутбол? В его робо-версии, как в настоящем футболе, задача игроков – забить как можно больше голов в ворота соперника. Здесь все серьезно: ограниченное время, турнирная таблица, двое ворот и четыре дистанционно управляемых робота (по 2 в команде). Соответственно этому 4 игрока (оператора роботов), победители и призы. Каждая команда была индивидуальна, без повторяющихся роботов. Главный тренер рассказал о высоком потенциале всех команд, каждая из которых имела свою разработанную стратегию и тактику.

Болельщики напряженно следили за игрой юных робо-футболистов и чувствовали себя соучастниками происходящего. Все матчи сопровождались шквалом эмоций и адреналина.

Создатели робофутболистов не ученые с мировым именем, а обыкновенные школьники. Ученик 6 «А» класса Богдан Юн называет робототехнику увлекательной наукой, за которой будущее: – Робототехника открывает перед нами интересные возможности! Например, конструировать роботов, управлять ими в различных соревнованиях (битвах, играх, гонках). Или создавать компьютерные программы и игры.

Отметим, что Богдан является победителем Чемпионата по робототехнике, который прошел в рамках Международного конкурса «Цифровой бум»-2017. Своего робота-футболиста мальчишка сконструировал за два дня. В будущем Богдан мечтает создать что-то новое, возможно, это будет робот-пылесос или другой помощник человеку. У ученика 4 «В» класса Алана Луканина робот получился за один урок. В соревнованиях по футболу команда Алана выиграла благодаря правильной тактике.

– Управлять роботом-футболистом не трудно, но необходимо знать, когда вести мяч, когда защищать ворота, когда нападать. Все как в настоящем футболе. Бывают заминки, когда роботы сталкиваются и зацепляются друг за друга. А время идет… В будущем я хочу стать инженером и создавать таких роботов, которые будут оказывать разную помощь людям.

Сегодня занятия робототехникой приобретают все большую популярность среди подрастающего поколения. Робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. На занятиях ребята учатся работать с современным цифровым оборудованием, осваивают конструирование, моделирование, пишут компьютерную программу управления. Компьютерная программа пишется значками-символами, для сегодняшних продвинутых школьников это просто.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны и оригинальны. А их выступления на различных чемпионатах по робототехнике демонстрируют, что в век инновационных технологий возможно все!

Робоcумо

Детская робототехника – фантастическое, интересное и полезное занятие. Увлекает оно не только мальчишек. На занятиях по робототехнике им не уступают девочки. Четвероклассницы Лия Черемных и Кристина Ермолина приняли участие в соревнованиях по робосумо.

Главная цель этих состязаний – вытолкнуть противника за пределы круглого полигона. Проигрывает тот, кто первым коснется любого объекта за его пределами. Казалось бы, что сложного в том, чтобы просто вытолкнуть противника? А сложность в том, что роботы полностью автономны, и все чаще появляются новые стратегии, с которыми сложнее бороться.

Как рассказывает Лия, робот для борьбы сумо должен быть тяжелым. Поэтому, чтобы робот соответствовал правильному весу, девочка прикрепила к нему два крыла, два колеса и добавила несколько разных деталей.

– Мне нравится, что я сама могу создать робота и заставить его выполнять мои команды, – поделилась мнением Лия. – Очень нравится возиться с деталями и создавать что-то новое, программировать роботов.

Кстати, собираются роботы из популярных конструкторов «Лего». Эти конструкторы, по словам педагогов по робототехнике, идеальный вариант вовлечь ребенка в мир знаний. Играть с роботами весело и интересно, а значит процесс обучения идет быстрее.

Противниками Лии и ее робота стала ученица 4 «А» класса Кристина Ермолина со своим роботом-тяжеловесом.

– Занятия по робототехнике открывают для меня много интересного и увлекательного. Эта наука опирается на информацию, которую мы получаем на математике, физике, информатике и других предметах. Больше всего мне нравится именно конструировать роботов и видеть, как машины, которые я собрала, едут, двигаются, выполняют какие-то задания.

***
Чтобы быть в тренде современных технологий, Президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев инициировал государственную программу «Цифровой Казахстан». Ее главная цель – повышение качества жизни населения посредством прогрессивного развития цифровой экосистемы и конкурентоспособности экономики Казахстана. В ближайшие три года в рамках программы по всей стране планируется открыть около 1000 IT-классов. В них школьники будут изучать основы программирования и робототехники.

Сейчас практически у каждого ребенка есть радиоуправляемые игрушки, но иметь робота – это предел всех мечтаний. А если еще уметь им управлять, так это уже просто круто.

Сарина АКАШЕВА.
Фото автора.

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз