Каждое путешествие знакомит нас с историей тех стран, куда мы держим путь. Нам открываются истории городов, знакомства с древними архитектурными строениями: храмами, монастырями, крепостями, мавзолеями, фортами… В них переплелись судьбы людей и история местности, чудеса строительства, уникальные узоры и изображения

Наш Казахстан, возможно, уже скоро станет главным пунктом посещения туристов со всего мира. Уникальные места, история которых интересна как ученым, так и простым туристам, скоро появятся на виртуальной карте сакральных мест Республики Казахстан. Разработка карты началась в рамках проектов «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», озвученных в программной статье Президента Республики Казахстан «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «Каркас национальной идентичности» должен составить комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, захоронения Бекет ата, древних памятников Тараза, сакральных мест Семиречья и других мест.

Вторая Мекка

Туркестан – исторически город Яссы или, как его называют сейчас, вторая Мекка для мусульман. В свое время Туркестан играл немаловажную политическую, торговую и духовную роль для кочевого народа, так как был столицей Казахского Ханства и находился на Великом Шелковом пути. Сегодня Туркестан привлекает паломников и туристов из разных стран.

Люди свято верят в мощную энергетику этого места. Жемчужиной и главным объектом музея-заповедника Хазрет Султан, конечно же, считается историко-архитектурный памятник ХIV века мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Он построен по приказу Эмира Тимура в честь проповедника и основателя суфизма Ходжи Ахмета Яссауи. Этот единственный архитектурный памятник средних веков, сохранившийся до наших дней, и первый памятник в истории Казахстана, в июне 2000 года был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ходжа Ахмед Яссауи

Ходжа Ахмет Яссауи родился в Испиджабе (ныне Сайрам). Получил первоначальное образование у своего отца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование ему дал Баха ад-дин Испиджаби, известный ученый ханафитского мазхаба. После учебы Ахмед Яссауи отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Баб.

Существуют различные версии преданий о духовном становлении Ахмета как личности и его генеалогии. Согласно одной из них, пророк Мухаммад перед смертью обратился к народу с вопросом: «Кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат – косточку хурмы) и продолжит мои дела?» Вызвался долгожитель Арыстан Баба. 500 лет спустя (столько лет жизни попросил Пророк Мухаммед у Всевышнего для Арыстана Баба) где-то в степи Арыстан Баба встречает семилетнего мальчика, который сразу же требует: «Аксакал, будьте добры, отдайте мне мой аманат». Этим мальчиком был Ахмет Яссауи.

Ходжа Ахмед Яссауи (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга «Диван-и-Хикмет» («Книга мудрости»), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она включает в себя 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов.

Яссауи организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. Отметив свой 63-й день рождения, он удалился в подземную келью возле мечети, чтобы не видеть дневной свет. Таким образом поэт выразил почтение умершему в 63 года пророку Мухаммеду. Умер Яссауи в 1166 или 1167 году.

Могила его сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку. Учение Яссауи повлияло на закрепление исламской религии среди населения Туркестана и всей степи, основной религией которого ранее являлось тенгрианство. Благодаря Ходже Ахмеду город Яссы – Туркестан – стал духовным центром для всех тюрков.

Тайны строительства

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи был построен в период с 1385 по 1405 годы. Народные предания гласят о большом уважении Тамерлана (эмира Тимура) к учению Яссауи. В 1398 году Тамерлан одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссауи в Туркестане. Один из древнейших городов на Великом Шелковом пути был духовным и политическим центром тюркской цивилизации.

Но не с первого раза удалось построить мавзолей. По сказаниям, дошедшим до наших дней, бури, мистические события, даже разъяренный бык несколько раз сносили уже построенные объекты, и приходилось строить сначала. И тогда эмиру Тимуру приснился вещий сон о построении мавзолея первоначально учителю Арыстан Баб, а потом уже начать строительство мавзолея для Ходжа Ахмеда Яссауи. Эмир Тимур так и поступил.

Голубые купола

Сегодня взору туристов и паломников мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи открывается как целый комплекс, представляющий собой изнутри саму усыпальницу, мечеть, асхану, библиотеку, казанлык, также усыпальницу хана Абылая, а снаружи баню, мавзолей хана Есима.

Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Голубой купол, ставший визитной карточкой Туркестана, считается одним из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Высота арочного портала – 37,5 метров, высота главного купола – 44 метра, диаметр – 22 метра. Толщина внешних стен – 2 м, стен центрального зала – 3 м. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!» Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.

В мавзолее более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих… Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии.

Святой казан

Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. Уже из самого названия зала можно определить и вспомнить уникальный предмет, дошедший до наших времен. Его также можно назвать визитной карточкой древнего города. Это старинная святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак.

Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды – дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана – 1399 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство Аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.

Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны. В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.

Пройдя через казанлык, можно увидеть величественную резную дверь, которая ведет в усыпальницу Ходжа Ахмеда Яссауи. Дверь перекрывает огромное увесистое древко знамени Тимура высотой порядка 6 метров. Сложно поверить, что один человек мог поднимать и нести его: знамя должны были видеть многочисленные ряды конницы грозного воителя. Впечатляют также посетителей медные подсвечники и оригинальные деревянные массивные двери с серебряной инкрустацией, когда-то охранявшие вход в мавзолей.

Ставка ханов

Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Яссауи. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом.

Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев.

Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами. Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Яссауи, шильдехана – комната освящения новорожденных.

В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины.

Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич. Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, мощные колонны и изящные минареты – все это дает яркое и полное представление о зодчестве времен эмира Тимира. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи сохранился полностью.

Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Тамерланом над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого называют «Принесший в степь свет Ислама».

Сарина АКАШЕВА.
Фото автора.
Алматы-Туркестан-Алматы.

«Дружные ребята», №47
21 ноября 2017 года

 

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз