В Казахстане есть немало источников воды – родников, колодцев, рек и озер,  – которые в народе считаются священными. Вода в них, по поверьям, имеет целительную силу и дарует людям здоровье и благополучие.

По одной из версий, традиции почитания водных источников не одна тысяча лет, и зародилась она в те незапамятные времена, когда тюркские племена, населявшие эту территорию, еще исповедовали тенгрианство. Эта религия намного старше ныне существующих мировых религий – ислама, христианства и буддизма и, предположительно, возникла в конце II – начале I тыс. до н. э., но не позднее V-III вв. до н. э. Верховным божеством в ней является небо – бог Тенгри. Обожествлялись также духи природы – гор, лесов и деревьев, перевалов, источников воды. С этими персонажами у тюрков были особые отношения. Их почитали как старших родственников или предков и относились соответственно – с уважением, с оказанием почестей. Считалось, чтобы задобрить такого духа, надо его прежде хорошо, вкусно «накормить», преподнести подарок, ну и потом уже просить об услуге, например об удачной дороге, о хорошей погоде или о здоровье для себя и близких.

Особым уважением пользовались родники и колодцы, а также другие источники воды. Это и понятно, без воды далеко не уедешь и не уйдешь. Живительная влага нужна не только людям, но и животным. Информация о месте расположения источников воды передавалась из уст в уста. Маршруты кочевок и караванные пути прокладывались от родника к роднику, от колодца к колодцу, от реки к реке.

Давно уже заросли травой древние города, и караваны верблюдов по нашим степям да горам не ходят, но тысячелетняя традиция почитания источников воды соблюдается людьми и сейчас.

***

В Казахстане таких священных объектов немало. Вспомним о нескольких из них.
Один из самых известных священных колодцев нашей страны находится у мавзолея Арыстан-баб, учителя великого суфия Ходжа Ахмеда Яссауи. Вода в нем имеет солоноватый вкус. Говорят, что ее целебные свойства особенно полезны для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Существует целый ритуал зачерпывания воды ведром из колодца. Повезет, если паломнику удается набрать ее с первого раза.

***

Еще к одному святому источнику Дадем-ата, что в Приуралье, тоже приезжают люди со всех концов страны и даже зарубежья. Расположен он в 70 километрах от Уральска у могилы святого Дадем-ата, который, как считается, жил в XVIII веке и обладал великими способностями по исцелению людей. По легенде этот колодец вырыл сам Дадем-ата, вода в нем исключительной чистоты, и она никогда не замерзает.

***

А в окрестностях Семея, на берегу реки Шаган находится один из удивительнейших памятников природы Казахстана – пещера Коныр Аулие. Она состоит из нескольких подземных залов. В нее ведет очень узкий вход. Здесь расположено подземное озеро, которое, как считают люди, дает богатырское здоровье. Говорят, что в прежнее время в целебной воде залечивали раны после сражений и казахи, и их враги джунгары.

***

Многие, наверное, слышали о целебном источнике Тамшыбулак, который находится в городе Капал Аксуйского района Алматинской области. Он действительно не похож на другие.

Расположен родник, точнее, тысячи крошечных родников, в глубоком овраге, из склонов которого, покрытых ярко-зеленым мхом, день и ночь, летом и зимой брызжут фонтанчиками или стекают капельками слез тоненькие звонкие струйки воды.
Летом здесь прохладно даже в самую большую жару, а зимой, когда дуют суровые северные ветры и лежит глубокий снег, наоборот, тепло, даже пар образуется, оттого в овраге иногда стоит туман.

Ученые говорят, что много тысяч лет назад вся эта территория, прилегающая к Джунгарскому Алатау, была покрыта мощным ледником. Со временем он отступил, а ложе его в районе города Капал прорезал глубокий овраг. Вот поэтому из склонов и сочится вода.

Родник Тамшыбулак весьма посещаемое место. Жители Капала набирают здесь воду для питья. Приезжают сюда и туристы, и не только из Талдыкоргана, но и издалека. Есть сведения, что здесь в XIX веке лечился известный казахстанский ученый Шокан Уалиханов. Бывал и выдающийся политический деятель Советского Казахстана Динмухамед Ахмедович Кунаев.

Раньше спуск в овраг был очень сложным – по скользкой крутой тропинке не всякий мог спуститься на дно оврага. А теперь территория целебного источника облагорожена акиматом, сделан удобный спуск, перекинуты мостики через ручей, установлены скамейки и столик для тех, кто хочет отдохнуть после долгого пути и поразмышлять о жизни. За чистотой вокруг родника следят работницы, которые наводят здесь порядок и поливают клумбы с цветами.

Не надо мусорить!

Многие, наверное, замечали на ветках деревьев рядом с целебными источниками привязанные тряпочки. Некоторые из них висят по нескольку лет и выглядят очень неопрятно. Нередко ветки засыхают из-за такого «украшения».

А знаете ли вы, что эта традиция – привязывать на счастье лоскуток – из буддизма, только там фигурируют ленты из рисовой бумаги, которые, не оставляя следов, растворяются после первого дождя? По поверьям, это означает, что Будда услышал просьбу и обязательно исполнит ее.

Как вы думаете, исполнятся ли желания тех наших паломников, кто навешал на ветки несчастных деревьев лоскуты ткани, которые, в лучшем случае, истлеют лет эдак через 30-50, когда паломников уже и в живых не будет? А если ветка погибнет, то точно жди беды!

Если хотите задобрить духа родника и заслужить его благославение, лучше уберите мусор, обустройте русло – и наградой всем посещающим священное место будет чистая живительная вода – лучшее лекарство для нашего здоровья!

Легенда о влюбленных

Существует легенда, рассказывающая о происхождении названия родника. В ней повествуется, что в давние времена в этих краях жили ханская дочь, красавица да мастерица, и бедный пастух, у которого все богатство – острый ум да сила с ловкостью. Однажды встретились они на каком-то празднике и полюбили друг друга с первого взгляда. Долго таили влюбленные от людских глаз свои нежные чувства, но однажды, поняв, что по законам той эпохи им никогда не быть вместе, отчаялись на побег из родных мест.

Всю ночь проскакали да еще и полдня, не ведая, что разгневанный непослушанием дочери хан выслал погоню. Верные ханские нукеры перехватили беглецов и убили по приказу разгневанного отца и бросили в овраг, расположенный рядом. И произошло чудо. Там, где пролилась кровь влюбленных, прямо из склона начали бить родники, похожие на слезы, точно земля оплакивала смерть степных Ромео и Джульетты. Так появился Тамшыбулак, названный народом «плачущим родником».

Ольга Гумирова.

Фото автора.

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз