Наш путь лежит в Текели, небольшой городок в Алматинской области. Его имя происходит от «тек» – названия горных козлов, когда-то во множестве обитавших в этих местах. Водятся они в близлежащих горах и сейчас.
Текели, по историческим меркам, очень молод. Строительство этого населенного пункта у подножия Джунгарских гор началось в конце 30-х годов прошлого столетия, одновременно с началом разработки крупного месторождения полиметаллов. Сначала это был обычный шахтерский поселок, а статус города он приобрел только в 1952 году. Текели, несмотря на то, что проживает в нем всего несколько десятков тысяч человек, весьма известен в мире шахтеров и металлургов не только в нашей стране – во время Великой Отечественной войны здесь добывался свинец. Специалисты утверждают, что каждая восьмая пуля, отлитая в эти годы в СССР, была «родом» из Текели. Но не только этим знаменит город. Рядом с ним есть памятник культуры и истории, который намного старше Текели и является важным историческим свидетелем, рассказывающим о прошлом нашей страны. Речь идет о Текелийской стеле, внесенной в список сакральных памятников Казахстана.

Найти стелу несложно. Она расположена на солнечной зеленой полянке почти у самого устья Коринского ущелья. Ущелье это получило название по имени реки Кора (ударение на последнем слоге), притоке Каратала.
Кора – река горная, а значит, своенравная, с характером, не раз она пугала людей наводнениями и селями. Ущелье ей тоже под стать – дорога по нему до последнего времени была опасной, с камнепадами с крутых склонов, а зимой из-за лавин вообще непроходимая. Но, похоже, крутой нрав реки и ущелья людям удалось обуздать. Сейчас здесь ударными темпами строят дорогу – работа в самом разгаре. По ней можно будет без проблем добраться до еще одной достопримечательности края – самого высокого водопада Средней Азии – Бурхан-булака. И реке тоже нашли «дело» – она будет теперь крутить турбины гидроэлектростанции – вырабатывать ток. У ворот ущелья нас – участников экспедиции по сакральным местам Алматинской области «Zhetysu Discovery – 2018» – ждал учитель географии средней школы №1 города Текели Бахытжан Молбаев. Кстати, в прошлом году он был признан лучшим педагогом 2017 года Алматинской области. Аким области Амандык Баталов поздравил его и вручил ключи от автомашины LadaXRay. Бахытжан сам и в компании своих учеников обошел все окрестности Текели, знает каждую тропочку в горах и все переправы на местных реках и ручьях. Во время учебного года по выходным с таким учителем не будешь сидеть дома в четырех стенах, дети катаются на лыжах, ходят в однодневные походы, а летом самых спортивных и крепких ждут многодневные путешествия по родному краю. Бахытжан и познакомил нас с историей самого знаменитого памятника этих мест.

***
Текелийская стела, которую местные жители называют Кеменшектас, заметна издали. Рядом с ней Обществом охраны памятников Алматинской области установлен специальный информационный щит, на котором имеются краткие сведения о памятнике и предупреждение, что он охраняется государством. То, как буддийская стела оказалась в этих местах – это настоящий научный детектив. Ученым пришлось основательно порыться в архивах, чтобы найти информацию в древних текстах и провести атрибуцию – то есть выяснить, кто и что именно изображено на камне, представители какого именно буддийского направления оставили эти изображения и
что они означают. Одним из первых о камне с изображением Будды Шакьямуни (а здесь изображен именно он) в 1893 году сообщил известный исследователь Жетысу Н. Н. Пантусов, в 2008 году его обследовали И. Е. Ерофеева и А. Е. Рогожинский.
Работа была проделана большая. Теперь можно со всей определенностью сказать, что этот памятник представляет ценность как источник по истории и культуре ойратских народов и как сакральный памятник, связанный с историей буддизма на территории Казахстана в позднем Средневековье. К этому времени, кстати, относится построенный калмыками-ламаистами монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях
Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска. Есть сведения, что подобные буддийские монастыри существовали когда-то и в Жетысу. На карте Джунгарии, составленной в конце XVII – начале XVIII веков иезуитами, служившими при дворе цинского императора Канси, и затем дополненной шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену, нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Известна информация, что джунгарские племена во время правления Галдана Хунтайджи строили также буддийские монастыри по правому берегу реки Или. Один из первых монастырей и был возведен в районе современного города Текели на берегу реки Кора. Монастырь не сохранился, а Текелийская стела осталась.

***
Это не только памятник истории, но еще и настоящее произведение искусства. На плоскости верхней части камня, который своей формой отдаленно напоминает пирамиду, обращенной к реке, выбиты символы буддизма. Их несколько. Так знак колеса обозначает символ буддийского тантрического учения Калачакра (колесо времени), отражающего три уровня преобразования человеком своей собственной природы и окружающего бытия. В верхней части камня выгравирована буддийская ступа с нишей, в которой сидит Будда Шакьямуни – главный персонаж буддийского пантеона. Будда Шакьямуни облачен в монашеское одеяние. Его правая рука изображена в позе касания земли, в левой – чаша для сбора подаяния. Судя по всему, он изображен в состоянии нирваны.
Внизу под ступой нарисован Снежный лев. Зверь этот мифический – с головой дракона и телом льва, отважный и жизнерадостный, верный слуга и защитник будд и бодхисаттв. В тибетском буддизме этот персонаж символизирует непобедимость и четыре бесстрашия Будды, а также восточную сторону света и землю как стихию.
В верхней части стелы выбиты молитвы на тибетском языке.

***
Несмотря на то, что к этому памятнику истории добраться не просто, туристов сюда приезжает много, причем не только из нашей страны, но и со всего мира. Приходят к Текелийской стеле и местные жители. Бахытжан Молбаев раскрыл нам еще один секрет памятника, известный ему от бабушки, о котором не упоминается ни в одном отчете ученых. Оказывается, в верхней части камня, с другой стороны от изображения, есть глубокая выемка, рукотворная или природная – неизвестно, в которой постоянно собирается вода, не высыхающая даже в жару. Она считается лечебной, и по поверью местных жителей, если этой водой умыться, то здоровье человеку гарантировано на многие годы.

***
Мы умылись лечебной водичкой, это было очень кстати, день выдался жарким, прокатились по Коринскому ущелью, посмотрели на новую гидроэлектростанцию и водохранилище, а после со смотровой площадки, расположенной на сопке рядом с
городом, полюбовались на Текели, утопающий в зелени и цветах, и отправились дальше.

Ольга ГУМИРОВА.
Фото автора.
Алматы – Текели – Алматы.

«Дружные ребята», №25
19 июня 2018 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз