Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

А. Барбюс

Мы часто задаем себе вопрос: «Какими должны быть наши дети?». Они должны быть не только образованными, способными к решению сложных задач, мобильными, открытыми новому, но и высоко духовно-нравственными.

Поэтому нравственно-духовное развитие и воспитание будущего поколения является первостепенной задачей современной школы. Наши дети подобны птице, летящей на двух крылах образования – интеллектуального и духовного. Это «… является основой  этого высокого полета и следования  общечеловеческим  ценностям», – о чем не устает говорить автор идеи «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева.

Деятельность нашей гимназии «Самопознание» целиком направлена на интеграцию с общечеловеческими ценностями в учебно-воспитательный процесс. Не стала исключением и деятельность научного общества учащихся и учителей, Центра по работе с одаренными детьми (РОД). Проектно-исследовательская деятельность дает интеллектуальную пищу и неограниченный простор для саморазвития и самообразования, а также сотрудничество, сотворчество и созидание, умение вести диалог. Важно не только ораторское мастерство и умение отстаивать свою точку зрения, но и уметь выслушать, оценить и принять идеи другого человека.

Учащиеся нашей гимназии свою исследовательскую деятельность начинают с 1класса – для многих это их первые шаги в науку. Подведением итогов деятельности каждого юного исследователя является выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», затем лучшие проекты выставляются на различных международных, республиканских конкурсах и занимают призовые места.

Исследования ведутся на казахском и русском языках по многим научным направлениям: биология, история и география родного  края; астрономия, исследование космоса и моделирование спиральных галактик; проблемы светового загрязнения ночного неба; отражение традиций, культуры, искусства казахского народа в современной архитектуре и ландшафтном дизайне; быстрые способы вычислений и шекспировские идиомы, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Изучая разные науки, ребята учатся видеть мир многогранным и разнообразным, понять свое предназначение.

В этом учебном году со своим проектом на тему «Безграничный космос: следующая остановка Луна!» Артемий Ястремский (ученик 4 класса) выступил на республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» и получил диплом 2 степени. Артемий хотел выяснить, насколько реально найти альтернативное место, кроме планеты Земля, для жизни человека в нашей солнечной системе. Его идеи были интересны, а аргументы убедительны.

Большое внимание уделяется нравственно-духовному аспекту, потребности каждого из нас жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Главное для человека – это проявление доброты в чувствах, мыслях, словах и поступках.

Изучая жизнь и деятельность великих людей, таких как Абай, Шәкәрiм и других, ребята рассуждают о чувстве долга, патриотизме, идеях «Мәңгiлiк ел», любви к Родине, своему народу, единства семьи и школы. Изучать богатство  традиций, культуру, историю своего народа – означает знать свои корни, не терять связь и преемственность поколений, уважать и принимать духовное наследие предков. Только так мы можем познать себя в тандеме науки и духовности. Шаг за шагом наша мастерская закладывает фундамент  для строительства Человека, наполненного прочными знаниями, дополненными идеями служения обществу.

Важное значение имеет работа над социальными проектами. Основными задачами этих проектов является формирование у учащихся таких качеств как: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Юные Творцы Добра задаются вопросами:  «Кто я?»,  «Кому и чем я могу помочь?».

Пусть они еще дети, но их пытливый ум стремится найти ответы на эти вопросы и сделать мир лучше и добрее.

***

Главное – это интерес наших детей и стремление в поиске нового, это желание делать свои, хоть и маленькие, но открытия! Увлекательное путешествие в мир науки, культуры, искусства, истории и удивительный мир языков в тесном сотрудничестве и сотворчестве наших талантливых учеников и  учителей, и, конечно же, при поддержке родителей, будет иметь свое продолжение.

Вот что говорят наши родители: «Я, Кабанова Светлана Александровна, мама Артемия Ястремского. Мой ребенок ежегодно с большим удовольствием принимает участие в исследовательской работе, подготовке и выступлении с проектами. Каждый год он выбирает новую и интересную для себя тему, выделяет основные моменты, собирает информацию, обобщает и составляет презентацию на эту тему. В этом году он принял участие в Республиканском конкурсе «Дарын» в категории «Физика и Техника, 1-4 классы» и занял там 2 место.

Я очень рада, что мой ребенок заинтересован участием в такого рода проектах. Ведь это дает ему дальнейшее развитие в виде получения новой информации, помогает научиться обобщать материал, делать собственные выводы, помогает изучению компьютерных навыков (т. к. презентацию надо  составить в определенной программе и научиться быстро искать и оформлять информацию), умению правильно презентовать материал, способствует лучшей коммуникации со сверстниками в конкурсах. Все это  помогает дальнейшему развитию и заинтересовывает в приобретении новых знаний!

Он настроен и в дальнейшем принимать участие в работе над проектами. И мы его всегда поддерживаем в таких начинаниях! И хотим сказать большое спасибо администрации гимназии «Самопознание» и его классному руководителю И. И. Каировой за такую возможность и поддержку!» Зерно познания и истины брошено в благодатную почву и оно обязательно прорастет!

Ю. В. СОЛОДНИКОВА,
Ш. К. КУРПЕБАЕВА,
руководители Центра по работе с одаренными детьми
и Полиязыкового Центра «Я – полиглот».
Алматы.

«Дружные ребята», №25
18 июня 2019 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз