Цирк любят все: и дети, и взрослые. Первые – за завораживающее волшебство, вторые – за возможность снова окунуться в детство, отбросить все взрослые заботы и отдаться непосредственному, словно детский смех, веселью! Цирк – это смелые прыжки эквилибристов под куполом, когда замирает весь зал; это горячие аплодисменты зрителей акробату, делающему сальто в воздухе. Трюки этих артистов поражают своей сложностью и великолепием.

Любой профессии надо учиться. И чтобы работать под куполом цирка, необходимы колоссальный труд, физические навыки, целеустремленность. Все эти качества имеются как у артистов Казахского государственного цирка, так и у выпускников Республиканского эстрадно-циркового искусства имени Ж. Елебекова. И доказали они свое мастерство в традиционной ежегодной благотворительной программе в честь Дня защиты детей для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями и ребят из многодетных и малообеспеченных семей, ветеранов труда, которая прошла в Алматинском государственном цирке.

В цирковом шоу были задействованы артисты различных жанров. А вы знаете, кто создает праздник под куполом? Это художники, балетмейстеры, режиссеры, музыканты помогают артистам создавать новые оригинальные  номера, а специальные мастерские изготавливают костюмы и необходимый реквизит.

Студенты колледжа, будущие звезды казахстанского цирка продемонстрировали удивительные номера. Так, например, студент-иллюзионист повторил трюк великого фокусника Гарри Гудини, освободившись из смирительной рубашки, будучи подвешенным вниз головой  под самым куполом цирка. Номера Гудини сегодня исполняют многие известные иллюзионисты. Но это не проливает свет на тайну. Дело в том, что у артистов иллюзионного жанра главное «цеховое правило» не выдавать секретов зрителям. Фокусники уверяют: механика номеров Гудини давно известна и утверждение, что большинство трюков великого мастера до сих пор не раскрыто, – миф, необходимый для сохранения интриги.

Мастерство вокала и воздушной акробатики студенты эстрадно-циркового колледжа продемонстрировали в номере «Собор  Парижской богоматери». Ну а бесстрашные канатоходцы покорили всех зрителей своим умением балансировать на огромной высоте. Ходьба по тонкому канату напоминает полет птицы, человек будто парит в небе. Движения у артистов легкие, а длинный балансир в руках, словно орлиные крылья, не позволяет сорваться вниз.

Грандиозный подарок зрителю и будущим артистам казахстанского цирка сделал известный российский дрессировщик слонов, представитель знаменитой цирковой династии Корниловых в четвертом поколении, история которой насчитывает уже более 130 лет (!) Андрей Дементьев-Корнилов. Танцевально-акробатическая группа во главе с Андреем подарила настоящее сказочное шоу, где главными героями, срывавшими овации, стали крупнейшие животные планеты – азиатские слоны.

***

Считается, что в цирк ведут две дороги. Первая – рождение в семье циркового артиста. Именно в цирке, как нигде в других видах искусств, много династий. Дети с ранних лет видят выступающих родителей и буквально с пеленок впитывают мастерство. Второй путь – это образование. Ведь кто-то должен начать новую династию.

История создания и формирования Республиканского эстрадно-циркового колледжа имени Жусипбека Елебекова начинается с 60-х годов ХХ  века. Именно в этот период поднимается вопрос о повышении роли и значения эстрадного и циркового искусства в республике, что послужило мощным импульсом для развития национального характера в искусстве и культуре в целом. Решение открыть необходимое в республике учебное заведение данного профиля было принято 25 июня 1964 года Постановлением ЦК Коммунистической партии Казахской ССР «О состоянии музыкального искусства в Республике и мероприятиях по его развитию», в котором было  дано указание Кабинету министров организовать эстрадную студию для решения вопроса по устранению нехватки обеспечения  квалифицированными кадрами концертных организаций республики.

В 1992 году студии был присвоен статус училища и дано имя Жусипбека Елебекова. Учебное заведение перешло на трехгодичный срок обучения. В 1995 году в соответствии с современными требованиями системы образования приобрело новый статус – колледж.

Кафедрой циркового отделения в колледже руководит ныне действующий артист Казгосцирка Николай Андреевич Маркин. Студенты проходят  четыре  основных предмета: акробатику, гимнастику, эквилибристику и жонглирование. Есть еще свободная проба, она выступает пятым предметом. Очень интересно проходит у студентов РЭЦК дипломная работа. Если в других учебных учреждениях это печатная работа, которую надо защитить, то у будущих артистов цирка и эстрады – это показ учебного номера. Вот, например, на отчетном концерте, одна из студенток подготовила номер под названием «Антипод», то есть жонглирование ногами. Девушка жонглировала то конусом, то шаром, а потом и вовсе собрала на ногах высоченную башню из картонных коробок разного размера.

Несмотря на то, что волшебники цирковой арены еще пока только учатся,  они уже стараются соблюдать поверья и традиции, каких немало у цирковых артистов. Например, не переступать бортик вокруг манежа, не садиться и не  стоять спиной к манежу. Есть еще такая традиция: когда артисты готовятся перед занавесом к выходу, нельзя перебегать им дорогу, также нельзя в цирке щелкать семечки. Почему? Чтобы на представлении был аншлаг. Это традиции, которые передаются из поколения в поколение.

***

А вы знаете, что название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались  шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый  вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в XVIII веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу номера с животными.

Премьера Казахского цирка состоялась 24 июля 1970 года на манеже Саратовского цирка. Для официального приема программы приехали заместитель министра культуры Казахской ССР Ж. Еркимбеков и директор, художественный руководитель республиканской студии эстрадно-циркового искусства, консультант первой программы Казахского цирка Г. Галиева. Безусловно, премьера первого представления Казахского циркового коллектива стала одним из самых значительных подарков к полувековому юбилею Казахской ССР и Компартии Казахстана. Сегодня Казахский цирк активно развивается как самобытный культурный пласт искусства Республики Казахстан.

Престиж Казахского цирка подтверждается высокими наградами на самых крупных международных фестивалях и конкурсах. Победы представителей Казахского цирка в Риме, Варшаве, Монте-Карло, Ижевске, Москве и Пекине выдвинули Казахстан в число самых развитых цирковых государств.

Сарина АКАШЕВА.
Фото из архива
Казахского государственного цирка

«Дружные ребята», №24
11июня 2019 года

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз