учитель (1)

Многие считают, что учитель – это профессия от Бога. Даже не профессия – призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, который хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем.

Департамент дошкольного и среднего образования МОН РК провел в Астане торжественное чествование «Учительские семьи – ровесники Независимости», посвященное Дню учителя и 25-летию Независимости Республики Казахстан. Всего 10 учительских семей было отобрано с каждого уголка Казахстана. Алматы представляла чета учителей – Сауле Кусаиновна Енсебаева и Оралбек Оралканович Черекбаев.

Как все начиналось

1991 год был для них стартовым: они создали семью, родили старшую дочь, сразу же после окончания КАЗПИ (КазНПУ имени Абая) стали работать по специальности – учителями. А главное, страна, в которой они жили, обрела Независимость!

Тяжело проходило становление страны, зарплаты в школах были низкие, и многие учителя уходили из школы.

– Многие наши знакомые в то время уходили в бизнес. Нам тоже предлагали, и мы даже на летних каникулах занимались торговлей. Но 1 сентября вернулись в школу. Тогда я поняла, что не являюсь человеком бизнеса. Когда мы видели любимых учеников, составляли учебные планы, окунались в мир уроков, то забывали о трудностях, – рассказывает Сауле Кусаиновна. Профессия учителя является одной из самых сложных и обесцененных в наше время. Многие учителя сделали свой выбор не из-за заработной платы или карьеры, а лишь потому, что в их сердцах живут любовь к детям и желание воспитать их интеллектуальными и духовно развитыми людьми.

учитель (2)

25 лет преданности

Именно так можно сказать о трудовом стаже Оралбека Оралкановича. В 1991 году он устроился в алматинскую школу №167, в которой работает и по сей день.Когда страна переживала трудное время становления и многие педагоги уходили из школы в поисках лучшей доли, ему приходилось работать сверх нормы, заменяя пустующие ставки учителей. При этом порой он месяцами не получал зарплаты. Преподаватель по черчению, рисованию и труду уверен, что любить родину – значит быть ей полезным, трудиться во благо будущего поколения.

Едины мыслями и целями

Как признается Сауле Кусаиновна, у нее с мужем одинаковый характер, обоим нравится работать с детьми. Пара – из многодетных семей. Муж – старший брат трех братьев и сестры. А Сауле Кусаиновна – восьмой ребенок в семье из 9 детей.

– Нам повезло, что у нас одна профессия. Мы говорим на одну тему, помогаем друг другу в выборе интересных тем, рассказываем об успехах учеников. Мы не устаем говорить о школе, – смеется Сауле Кусаиновна. Для супругов судьба страны – это их судьба. И своим ученикам учителя стараются привить интерес к знаниям, патриотизм и любовь к Родине.

 

Один урок не похож на другой

Преподаватель казахского языка и литературы Сауле Кусаиновна работает в общеобразовательной школе №96 Алматы с 1997 года. Проявляют ли дети интерес к изучению государственного языка? Насколько хорошо они его знают и употребляют в общении? На эти вопросы мы нашли ответы, побывав на уроке казахского языка в 4 «В» классе. Вопреки традиции обе группы, изучающие язык, были объединены.

За несколько минут организации занятия Сауле Кусаиновна сумела создать атмосферу сотрудничества, творческого общения, заинтересовать класс новой учебной темой, установить эффективное речевое взаимодействие. Весь ход урока был живым, легким, без различных барьеров общения педагога и учащихся. Ученики в различных видах заданий стремились активно выразить свое отношение к вопросам и ответам, побуждающим к конструктивному диалогу. На протяжении всего урока отмечалась усиленная работа по развитию устной и письменной казахской речи, по освоению особенностей казахского языка.

– Количество желающих глубже изучать казахский язык растет с каждым годом, особенно среди детей некоренной национальности. Они стали больше, чем в предыдущие годы, общаться на государственном языке. И в этом

большая заслуга их родителей, которые с детского сада приучают детей говорить на языке своей Родины, – говорит Сауле Кусаиновна. По словам Сауле Кусаиновны, она всегда старается разнообразить свои уроки, чтобы детям было интересно изучать казахский язык. На уроках используются новые педагогические технологии: электронные учебники, интерактивная доска и т. п. Дети с увлечением самостоятельно готовят разные презентации и рефераты.


учитель (4)

– А чем отличаются сегодняшние ученики от учеников начала 90-х годов?

– Сегодня дети более развиты в техническом плане. Даже первоклассники умеют искать нужную информацию в Гугле на смартфоне. В 1991 году стране не хватало школьных учебников. А сегодня все учащиеся имеют в избытке не только красочные учебники, но и разнообразный вспомогательный учебный материал (словари, тексты, сборники упражнений и т. д.).

Нельзя также забывать об основополагающей роли родителей в воспитании детей. Сегодня родители в значительной степени вместе с учителями решают задачи преподавания казахского языка и как родного, и как неродного.

Наш учитель – лучший!

Уверены четвероклассники!

Соын Юн:

– Благодаря Сауле Кусаиновне мы научились не только читать и говорить на казахском языке, но и дружить, работать командой, любить свою школу, Родину.

Константин Гончаров:

– Наша учительница – умная, добрая и отзывчивая. Если что-то не понимаю, всегда могу рассчитывать на помощь учителя.

Дария Кенисбекова:

– На уроках Сауле Кусаиновны всегда интересно, она ведет уроки понятно, доходчиво, очень хорошо объясняет, уверенно, грамотно, выразительно, четко и громко говорит, никогда не ругается.

***

Учителя Сауле Кусаиновна и Оралбек Оралканович ведут уроки в две смены. У них несколько сотен учеников. И каждый ребенок в классе должен понять учебный материал.

– Сейчас подрастающее поколение очень быстро все схватывает. А к языкам у всех есть способности. Надо только их развивать. Медленно, но верно нужно идти к решению государственной программы о трехъязычии, – считает Сауле Кусаиновна.

«Учение – основа знания. Знания – основа счастья», – гласит казахская пословица. Счастье, если нас учили или учат настоящие Учителя!

 

Сарина АКАШЕВА.

Фото автора.

«Дружные ребята», №41

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді жазыңыз
Аты-жөніңіз